Кое-что про NOTAM-ы

Здесь обсуждаются вопросы, связанные с полетами на парапланах: аэродинамика, конструкция, эксплуатация, сертификация, методики обучения, безопасность полетов, нормативные документы.

Модераторы: Тюшин Вадим, firstep, dmoroz67

Ответить
Аватара пользователя
Тюшин Вадим
Site Admin
Сообщения: 2985
Зарегистрирован: 28 ноя 2007 22:36
Начал летать: 1986
Откуда: Москва
Контактная информация:

Кое-что про NOTAM-ы

Сообщение Тюшин Вадим »

Что такое NOTAM:

NOTAM - это международные сообщения о зонах ограничения полетов и судоходства.

Например:
Кто-то хочет запустить какую-то ракету. (Наши решили шмальнуть Калибром по бородатым в Сирии или еще какое-то испытание провести.) Понятно, что случайная встреча любого рейсового самолета с ракетой не нужна ни самолету, ни ракете. Чтобы у непричастных не было проблем, выпускается NOTAM. В нем говорится где и когда никому летать не надо. Гражданские диспетчеры NOTAM-ы отслеживают и соответственно корректируют маршруты воздушных или морских судов.


Неплохая ссылка по теме: http://saon.ru/forum/viewtopic.php?t=4098
Действующие нотамы: http://www.caiga.ru/common/AirClassGDE/ ... _series_v/
Расшифровка notam: http://avia-orvd.ucoz.ru/load/spravochn ... /17-1-0-56

Обсуждение где брать сообщения НОТАМ: https://www.forumavia.ru/m/t/184198/
Если человек хочет летать, то это не лечится. :-)

Аватара пользователя
Тюшин Вадим
Site Admin
Сообщения: 2985
Зарегистрирован: 28 ноя 2007 22:36
Начал летать: 1986
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Кое-что про NOTAM-ы

Сообщение Тюшин Вадим »

Википедия про NOTAM: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0 ... 0%90%D0%9C


Где читать актуальные NOTAM:

Идти сюда: https://www.notams.faa.gov/dinsQueryWeb/
1) Задать код аэродрома ИКАО или координаты интересующей точки и радиус вокруг нее
2) Нажать кнопочку "View NOTAMs"
3) На открывшейся странице будет список актуальных NOTAM-ов для указанного в запросе места.

Еще можно здесь: https://pilotweb.nas.faa.gov/PilotWeb/
Еще можно здесь: http://www.orbifly.com/member/metmap.ph ... =&lang=ENG


Википедия про коды ИКАО: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 ... 0%90%D0%9E
Список аэропортов по коду ИКАО: U https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0 ... 0%D0%9E:_U

Расшифровка сообщения NOTAM (подсмотрено здесь: http://www.nebo-forum.kiev.ua/viewtopic.php?t=10955):
Формат NOTAM состоит из двух основных частей:
а) часть, представляющая интерес для службы связи, обрабатывающей данное сообщение (адресная часть – категория срочности, адрес получателя, дата и адрес отправителя);
б) часть, содержащая сообщение NOTAM.

Содержание части b сообщения NOTAM

1. Указывается серия (А, В, С….), если NOTAM рассылается несколькими сериями.
А-NOTAM, содержащие информацию для полетов на дальние и средние расстояния, с
выборочной международной рассылкой;
В-NOTAM, содержащий полную информацию о всех аэродромах/вертодромах, средствах и
процедурах, использующихся при полетах международной ГА, с международной рассылкой в соседние государства.
2. номер/год NOTAM – серийный номер последовательно возрастает на протяжении календарного года.
Например, А0012/03 – NOTAM серии А, номер 0012, 2003 года.
3. Обозначения NOTAM:
- NOTAMN
- NOTAMR
- NOTAMC

Определители (пункт Q)
Пункт Q имеет восемь полей от a) до g), каждое из которых отделено косой линией. Если поле не содержит информации, пробелы между косыми линиями отсутствуют (т.е. полей меньше, чем 8 ).

а) РПИ – индекс (указатель) местоположения ИКАО
РПИ или указатель страны плюс «ХХ», если это относится более чем одному РПИ в пределах государства, что затем указывается в пункте А.
б) Код NOTAM – пятибуквенный код ИКАО
- первая буква всегда Q – означает, что передаваемая информация кодирована последними четырьмя буквами;
- вторая и третья буквы означают предмет сообщения (вид средства или условия);
- четвертая и пятая буквы обозначают условие, относящееся к предмету сообщения (вид опасности и эксплуатационное состояние).
Информация по расшифровке кода NOTAM публикуется Doc8400 «Сокращения и коды ИКАО».
с) Движение
I = ППП (IVR)
V = ПВП (VFR)
IV = ППП/ПВП.
d) Цель
N – означает NOTAM для незамедлительного уведомления эксплуатанта ВС;
B – NOTAM включается в бюллетени предполетной информации БПИ (PIB);
O – важная эксплуатационная информация для полетов по ППП;
M – NOTAM для предполетного инструктажа необязателен.
е) сфера действия
А – аэродром;
Е – маршрут;
W – навигационное предупреждение;
АЕ – радионавигационные средства используются в качестве аэродромных и маршрутных.
f) и g) нижняя/верхняя граница
000 – средний уровень моря (MSL);
000/999 – данные отсутствуют.
h) координаты, радиус
- геодезические координаты с точностью до одной угловой минуты;
- радиус действия в морских милях (три цифры).
Например, 4700N01140E043.

• Индекс местоположения ИКАО для аэродрома или РПИ ууказывается в пункте А).
• Срок действия опубликован в в полях В), С) и D).
В) указывается дата/время начала события или деятельности («С»);
С) указывается дата/время окончания события или деятельности («ДО»).
примечание. «дата/время» - публикуется в виде десятизначной цифровой группы (год, месяц, число, часы и минуты по UTC).
Например: В) 0311241230 – 24 ноября 2003 года в 12.30 UTC.
Сокращения, указанные в пункте С) означают:
- PERM – постоянный или постоянно
- EST – предположительно.
• Расписание указывается в поле D)
Публикуется график или период (периоды) в течении которых имеет место какое-либо событие или опасность (поле D заполняется при необходимости).
• Текст NOTAM публикуется в поле E)
- текст публикуется в виде аббревиатуры универсальных фраз декодированного кода NOTAM ИКАО, дополненного при необходимости, за счет индексов определителей, указателей, позывных, частот, цифр, открытого текста и сокращений ИКАО.
• Нижняя и верхняя границы ограничения воздушного пространства или навигационных предупреждений публикуется в полях F), G)
F) нижняя граница:
- MSL – уровень моря;
- GND – уровень земли;
- FL120 – от эшелона 120;
- CFC – поверхность;
- и др.
G) верхняя граница:
- UNL – без ограничений;
- 16200MSL – 16200 футов над средним уровнем моря;
- 6500m AGL – 6500 метров над уровнем земли;
- и др.


Декодирование (вторая и третья буквы).

AGA (аэродромы)
Светотехническое оборудование (L)
LA – система огней приближения
LB – аэродромный светомаяк
LC – огни осевой линии ВПП (указать ВПП)
LH – огни ВПП высокой интенсивности
LI – ограничительные опознавательные огни ВПП
LJ – огни указателя входа в створ ВПП
LS – огни концевой полосы безопасности
LV – система визуальной индикации глиссады
LZ – огни зоны приземления

AGA
Рабочая площадь и посадочная площадка (М)
MA – рабочая площадь
MB – несущая способность
MC – полоса, свободная от препятствий
MD – объявленные расстояния
MH – тормозная установка на ВПП
MK – место стоянки
MM – дневная маркировка
MR – ВПП
MT – порог

AGA
Средства оборудование и обслуживание (F)
FA – аэродром
FH – зона приводнения/платформа для вертолетов
FL – указатель направления посадки
FS – оборудование для удаления снега
FU – наличие топлива
FZ – таможенная служба

COM (связь)
Средства связи и наблюдения (С)
CA – оборудование связи «воздух-земля»
CE – маршрутный обзорный радиолокатор
CG – радиолокационная система посадки по команде с земли
CP – радиолокатор точного захода на посадку
CR – обзорный радиолокатор радиолокационной системы точного захода
CS – вторичный обзорный радиолокатор
CT – обзорный радиолокатор аэродромной зоны

COM
Системы захода по приборам и микроволновая система посадки (I)
IC – система посадки по приборам
ID – DME, взаимодействующая с системой ILS
IG – глиссада ILS
II – внутренний маркер ILS
IL – курсовой радиомаяк ILS
IM – средний маркер ILS
IO – внешний маркер ILS
IS – ILS категории I
IT – ILS категории II
IU – ILS категории III

COM
Аэродромные и маршрутные навигационные средства (N)
NA – все радионавигационные средства (за исключением….)
NB – ненапрвленный радиомаяк
ND – дальномерное оборудование
NG – глобальная навигационная спутниковая система
NL – приводная радиостанция (позывной)
NM – маяк VOR/DME
NN – система TACAN
NO – система OMEGA
NT – система VORTAC
NV – маяк VOR
NX – пеленгаторная станция (тип и частота)

RAC (правила полетов и обслуживания воздушного движения)
Организация воздушного пространства (А)
AA – минимальная абсолютная высота (маршрут/пересечение/безопасная высота)
AC – диспетчерская зона
AD – опознавательная зона ПВО
AE – диспетчерский район
AF – район полетной информации
AH – верхний диспетчерский район
AL – минимальный используемый эшелон полета
AN – маршрут зональной навигации
AP – контрольный пункт (наименование или кодированное обозначение)
AR – маршрут ОВД

RAC
Правила воздушного движения (Р)
PA – стандатрная схема прибытия по приборам (обозначение маршрута)
PB – стандартная схема прибытия по ПВП
PD – стандартный вылет приборам (обозначение маршрута)
PE – стандартный вылет по ПВП
PH – полет в зоне ожидания
PI – порядок захода на посадку по приборам
PK – схема захода на посадку по ПВП
PM – эксплуатационные минимумы аэродрома
PO – абсолютная высота пролета препятствий
PP – относительная высота пролета препятствий
PX – минимальная абсолютная высота полета в зоне ожидания

Навигационные предупреждения
Ограничения воздушного пространства (R)
RA – резервирование воздушного пространства (указать)
RD – опасная зона (указать национальный индекс и номер)
RP – запретная зона (указать национальный индекс и номер)
RR – зона ограничения полетов (указать национальный индекс и номер)
RT – зона временного ограничения полетов (указать зону)

Национальные предупреждения
Предупреждения (W)
WB – выполнение фигур высшего пилотажа
WD – подрыв взрывчатых веществ
WE – учения (указать)
WM – пуски ракет, стрельба из пушек или стредьба ракетами

Прочая информация(О)
OA – служба аэронавигационной информации
OB – препятствие (указать пподробности)
OE – требование к входу воздушного судна
OL – заградительные огни на….(указать)
OR – координационный центр поиска и спасания

Декодирование (четвертая и пятая буквы)

Наличие (А)
AC – снято для технического обслуживания
AD – используется в наличии для дневных полетов
AH – часы обслуживания….(указать)
AK – возобновлена нормальная работа
AN – используется для ночных полетов
AO – работает
AP – используется по предварительному разрешению
AR – используется по запросу
AS – не используется
AX – предварительное извещение о выключении отменено

Изменение (С)
CA – включено
CC – завершено
CD – выключено
CE – смонтировано
CF – рабочая частота (рабочие частоты) изменена (изменены) на…
CI – опознавание или позывной для радиосвязи изменены
CM – смещенный
CN – аннулированный
CO – в рабочем состоянии

Опасные условие (Н)
HA – эффекттивность торможения
1) плохая
2) средняя/плохая
3) средняя
4) средняя/хорошая
5) хорошая
HD – покрыто сухим снегом на толщину
HE – покрыто водой на толщину
HF – полностью свободно от мнега и льда
HI – покрыто льдом
HK – миграция птиц (указать направление)
HR – стоячая вода
HV – работа закончена
HW – ведутся работы
HX – скопление птиц
LC – закрыто
LD – небезопасно
LH – непригодно для воздушных судов, тяжелее
LI – закрыто для полетов по ППП
LN – закрыто для всех ночных полетов
LT – ограничено до
LV – закрыто для полетов по ПВП

Прочая информация (ХХ)
ХХ – открытый текст
Если человек хочет летать, то это не лечится. :-)

Ответить